11 ноября в 1821 году родился один из самых
значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей Федор
Михайлович Достоевский. Прихожане церкви в честь иконы Божией Матери «Троеручица» вознесли свои молитвы об упокоении его души. Ответственный
за строительство храма святого праведного воина Федора Ушакова игумен
Дамиан (Залетов) напомнил собравшимся на богослужении о значении для
русской и мировой культуры приснопоминаемого писателя, о важнейшей
религиозной составляющей его творчества.
Творчество Достоевского оказало большое влияние на
русскую и мировую культуру. В русской критике наиболее положительную
оценку Достоевскому дали религиозные философы.
Величайшая
заслуга Достоевского как писателя-психолога в том и состоит, что он не
только сам познал свое падение, смирился и пришел через труднейшую
борьбу к истинной вере во Христа, как и говорил о себе: "Не как мальчик
же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений
моя осанна прошла”, - но и в том, что в необычайно яркой, сильной,
глубокой художественной форме раскрыл миру этот путь души.
Достоевский как бы еще раз благовествовал миру
христианство, и так, как, по-видимому, никто из светских писателей еще
ни до, ни после него не сделал. В смирении видит Достоевский основу для
нравственного возрождения человека и для принятия его Богом и людьми.
Без смирения не может быть исправления, в котором нуждаются все без
исключения живущие, ибо во всех присутствует зло и великое зло. "Если б
только, - говорит Достоевский устами князя в "Униженных и оскорбленных”,
- могло быть (чего, впрочем, по человеческой натуре никогда быть не
может), если б могло быть, чтобы каждый из нас описал всю свою
подноготную, но так, чтобы не побоялся изложить не только то, что он
боится сказать и ни за что не скажет людям, не только то, что он боится
сказать своим лучшим друзьям, но даже и то, в чем боится подчас
признаться самому себе, - то ведь на свете поднялся бы тогда такой
смрад, что нам бы всем надо было задохнуться”.
Хотел Достоевский и показал со всей силой своего
таланта, что живет Бог в человеке, живет в человеке добро, несмотря на
всю ту "наносную грязь”, которой покрывает он себя. Хотя и не ангел
человек по жизни своей, но и не злобное он животное по своей сущности.
Он именно образ Божий, но падший. Потому Достоевский и не произносит
суда на грешника, что видит в нем искру Божию, как залог его восстания и
спасения.